Обзор Sony A99

Обзор топовой фулфреймовой камеры Sony SLT-A99 от фотографа-пейзажиста Александра Ермолицкого.

Несмотря на то, что Sony выпустила первую камеру с полупрозрачным зеркалом более двух лет назад, для многих эта технология остаётся тёмной лошадкой. Мало кто знает что из себя представляют камеры Sony, какие у них есть плюсы и минусы. Сегодня я постараюсь приоткрыть завесу тайны и рассказать вкратце о камере.

До покупки Sony A99 я читал множество обзоров этой камеры. Все её очень хвалили, но я относился к этим обзорам довольно скептически. Я думал, что обзоры делают журналисты, не знакомые с особенностями пейзажной съёмки. И только поработав с этой камерой пару месяцев все мои сомнения были развеяны. Это первоклассная пейзажная камера! Я не буду рассказывать про различные технологии, которыми напичкана камера; в конце концов, если камера делает отличные снимки, какая вам разница как она устроена внутри? Итак, перечислю основные плюсы и минусы камеры с точки зрения пейзажного фотографа.

Плюсы

Внутрикамерный стабилизатор. Все объективы получают стабилизацию, в т.ч. фиксы со светосилой f/1.4 и фишай. Можно снимать с рук там, где нельзя пользоваться штативом, либо когда нет времени раскладывать штатив. Количество смазанных кадров при съёмке с рук уменьшается на порядок. Приверженцы Canon/Nikon скажут мне, что оптический стабилизатор работает эффективнее; не буду спорить, но замечу, что когда я снимал на Nikon, у меня было 4 объектива, а стабилизатор был только в одном из них, и этот объектив я использовал крайне редко. Так что в целом матричный стабилизатор оказывается гораздо полезнее.


Поворотный экран. Удобно снимать с уровня земли, с большой высоты, на вытянутых руках, вверх, вниз, автопортрет и т.д. На сегодняшний день это единственный фулфрейм с поворотным экраном. Невероятно удобная вещь! Стоит один раз попробовать этот экран в деле и вы влюбитесь в него.

Электронный видоискатель. Гораздо более светлый в тёмном помещении и в сумерках по сравнению с лучшими оптическими видоискателями. Не слепит глаза при съёмке солнца. Сразу видны все пересветы и провалы в тенях, баланс белого, т.е. результат виден до нажатия на кнопку спуска (хотя и не всегда, см. недостатки). Лучше видно, где камера фокусируется даже без использования увеличителя. Можно просматривать отснятые кадры, когда внешний экран меркнет на ярком солнце – реально очень помогает.

Лучший Live View с быстрым и точным автофокусом. Конкуренты нервно курят в сторонке.

Электронный уровень. Можно забыть про пузырьковый уровень. Основное достоинство в том, что уровень виден в видоискателе при съёмке с рук.

Focus peaking, который подсвечивает резкие области изображения. Есть отдельная кнопка для увеличенного просмотра. В целом, фокусироваться вручную очень удобно, как при съёмке фото, так и видео.

Отсутствие хлопающего зеркала. Не нужно использовать Mirror Lockup при съёмке со штатива. Камера работает тише.


Хорошо продуманные кнопки. Легко находятся на ощупь за счёт различной формы, даже когда смотришь в видоискатель. Легко запоминаются, даже несмотря на непривычное расположение по сравнению с классическими камерами. Почти все кнопки перепрограммируемые.

Великолепное видео. Снимает full HD (1920×1080) на скорости 60к/с (Nikon и Canon снимают лишь 30к/с на таком разрешении). По сути, Sony сделала отличную видеокамеру, в которой есть возможность съёмки качественных фотографий в качестве бонуса.

Наличие в системе объективов Carl Zeiss с быстрым, точным и тихим автофокусом и стабилизацией изображения (за счёт матрицы). Поверьте, Carl Zeiss – это не просто бренд, а неубиваемый конструктив и великолепная оптика.

Большой динамический диапазон на уровне современных Nikon-ов; Canon курит в сторонке. Тени спокойно можно тянуть на 3 стопа при съёмке на базовом iso.

Низкие шумы на высоких iso, сравнимые с Nikon D800/Canon 5DmkIII. Хотя Sony немного уступает конкурентам по шумам, большинство людей разницу не почувствуют.

Низкий вес тушки: на 200г легче, чем Nikon D800; на 150г легче, чем Canon 5DmkIII. Хотя это достоинство нивелируется необходимостью таскать лишние аккумуляторы.

Отличный дизайн, хоть это и субъективно.

Наконец, великолепная цветопередача, хоть это и субъективно.

Минусы

Недостаточно отзывчивая, по-видимому, из-за недоработанной прошивки. В обзоре камеры на www.dpreview.com написали “The SLT-A99 is a quick and responsive camera in nearly every facet of its operation – as you’d hope for a model at this cost”; так вот ребята, знайте, это наглая ложь! По отзывчивости Sony A99 сильно уступает всем современным камерам от Canon/Nikon. Мне эти лаги камеры снимать не мешают, но раздражают:

    • Задержка от включения до первого кадра 2с (на A850 менее 1с).

 

    • Задержка от включения до просмотра снятых фотографий 4с (на A850 было 2с). Наличие карточки во втором слоте увеличивает задержку до 5с (карточки SanDisk Extreme Pro 32Gb, т.е. одни из лучших и самых быстрых).

 

    • Ощутимая задержка при изменении параметров съёмки даже на монохромном экранчике. Можно успеть щёлкнуть колёсиком 3 раза, прежде чем изменение диафрагмы или выдержки отобразиться на монохромном экране.

 

    • Задержка при переключениях режимов просмотра отснятых кадров, особенно, при включении гистограмм (до 2с).

 

    • Инерционная прокрутка при просмотре отснятого кадра в масштабе 100%: отпускаешь джойстик, а кадр некоторое время продолжает двигаться. Дико бесит. Ума не приложу, как менеджеры Sony не выписали инженерам горчичников за такую откровенную халтуру, это ведь сразу бросается в глаза, буквально в первую минуту знакомства с камерой.

 

    • Слишком маленький шаг изменения масштаба просмотра отснятого изображения. Приходится долго крутить колесо, чтобы изменить масштаб.

Малое время работы от аккумулятора. Субъективно в 1.5-2 раза меньше, чем у конкурентов. Это плата за то, что камера всё время работает в режиме Live View.

Недоделанный автофокус: малое количество точек фокусировки; все точки прижаты к центру кадра. Хотя при этом автофокус очень точный и достаточно быстрый.

Система очистки матрицы от пыли недостаточно эффективна по сравнению с конкурентами. Например, когда я снимал на Nikon D300 мне ни разу не приходилось чистить матрицу. А с Sony A99 в Чарских песках в первый же день на матрицу почти в центре села большая пылинка, в результате все отснятые видеоролики были ею испорчены.

Электронный видоискатель недостаточно чувствителен по сравнению с человеческим глазом. При съёмке звёзд вообще ничего не видно. С оптическим видоискателем звёзды хоть плохо, но видны.

Отсутствие на тушке выключателя стабилизатора. Программный переключатель запрятан глубоко в меню (он есть также в Quick Navi, но я им не пользуюсь). Легко забыть, что стабилизатор включён при съёмке со штатива, или что он выключен при съёмке с рук.

Плохо продуманный брекетинг: можно выбрать шаг брекетинга 0.3, 0.5, 0.7, 2.0 или 3.0 eV, в то время как я всегда снимаю с шагом 1.0-1.3 eV. Нельзя снимать с брекетингом с беспроводного пульта. Эти недостатки целиком унаследованы от предшественниц A850/A900. В результате я брекетинг не использую вообще и меняю выдержку вручную.

Систематическое недоэкспонирование кадра на 0.7-1.0 стопа. Вполне возможно, что это было сделано намеренно, поскольку в недоэкспонированном кадре цвета кажутся более насыщенными. Проблема решается выставлением экспокоррекции (у меня почти всегда стоит +0.7 eV).

Ну и ряд небольших придирок:

При выключении перефокусирует объектив, и это нельзя отключить в меню. Из-за этого возникают проблемы при съёмке звёзд, когда сфокусироваться можно только вечером, а ночью уже ничего не видно. В результате фокус уезжает и точно вернуть его на бесконечность практически невозможно в некоторых объективах.

Крышка аккумуляторного отсека не прорезинена. Плюс в большинстве профессиональных объективов Sony/Minolta отсутствует пылевлагозащита. Система не годится для работы в очень суровых условиях. Мне это не мешает, я в суровых условиях не снимаю.

Снятый кадр выглядит не так, как в видоискателе до нажатия кнопки спуска затвора в случае, когда включен DRO или выдержка слишком большая (больше 1/5 с). Случай относительно редкий и не сильно мешает. К тому же, у оптических видоискателей картинка всегда сильно отличается от снятого кадра :)

Поворотный экран – это первое, что отвалится у камеры в случае падения. Не подумайте ничего лишнего, экран сделан очень добротно, он ни разу не хлипкий. Просто он не такой неубиваемый, как всё остальное в камере.

Дешёвый наплечный ремень в комплекте. Тактильные ощущения такие, будто он сделан из бумаги. Хочется выбросить его и купить нормальный, например, как из комплекта A850.

Завышенная стоимость. Средняя цена на Sony A99 превышает 100000руб в России. Это нормальная цена за профессиональную камеру. Вот только я не могу назвать профессиональной камеру с перечисленными выше детскими болезнями.

Заключение

В целом камера мне очень нравится. Она позволяет делать снимки великолепного качества, легко и непринуждённо. Она не такая, как все. Нельзя однозначно сказать, что она лучше или хуже других – в чём-то лучше, в чём-то хуже. Перечисленные недостатки неприятны, но не являются критичными; а вот преимущества (стабилизатор, поворотный экран, электронный видоискатель) для меня очень ценны и с лихвой перевешивают все недостатки. И в целом система (камера + объективы) Sony мне по-прежнему нравится больше, чем у конкурентов. Пусть линейка объективов у Sony не такая широкая, но в ней есть абсолютно всё, что мне нужно.


Если сравнивать A99 с камерами Sony предыдущего поколения (A900/A850), то в целом новая камера на голову выше. И дело тут не столько в качестве изображения, сколько в удобстве использования – на мой взгляд, в профессиональной технике это самое важное. Обидно, но по некоторым параметрам современная Sony A99 уступает старушке A850, которая в ряде ситуаций была отзывчивее; в 1.5-2 раза дольше работала от аккумулятора; и у которой был выключатель стабилизатора на тушке.


Если сравнивать Nikon D800/Canon 5DmkIII и Sony A99, то это будет сравнение почти доведённой до совершенства старой технологии и немного недоделанной, но активно развивающейся современной технологии. И тут, повторюсь, однозначно сказать, что лучше не получится, каждый должен решать сам для себя, какие фишки ему важнее. Многие боятся, что электронный видоискатель хуже оптического, но в большинстве случаев это ничем не обоснованный страх, вызванный инерционностью мышления. Поработайте с камерой 15 минут и ваш страх пройдёт. Сам по себе электронный видоискатель работает безупречно и никаких нареканий не вызывает. Недоделки есть только в прошивке камеры и системе автофокуса, о чём я писал выше.

Учтите, что всё сказанное – всего лишь моё субъективное мнение, не претендующее на объективность. Я снимаю в основном пейзаж, и немного людей для семейного альбома. И оценивал камеру в первую очередь с точки зрения пейзажного фотографа. При разработке камеры инженеры Sony уделили основное внимание системе автофокуса и видеосъёмке, и поэтому априори я думал, что пейзажные фотографы останутся недовольны. Практика показала, что я сильно заблуждался! Камера оказалась невероятно удобной для съёмки пейзажа, так что сейчас я даже не думаю о возвращении к A850 или переходе на Canon/Nikon.

Всё написанное справедливо для прошивки с версией 1.01, на момент написания это была самая свежая версия.

Оригинал статьи: http://aermolitsky.livejournal.com/64126.html


Эта запись была опубликована в рубрике Оборудование и экипировка, Тесты и обзоры и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>