Используем искажения объективов во благо

Статья Владимира Медведева об осознанном использовании искажений в широкоугольных объективах.

В отличие от художников, у фотографов достаточно сильно ограничен набор инструментов. Мы можем выбирать объект съёмки, оптику, время, ракурс… С одной стороны, уже этого не так мало, но ведь всегда хочется максимального контроля над изображением. Хочется иметь больше возможностей, чтобы акцентировать внимание зрителя на интересных (с точки зрения фотографа) вещах и приглушать ненужные элементы.

Чтобы расширить свой набор средств художественной выразительности, чень важно досконально знать принципы работы фототехники. Постоянно работая с “рыбьим глазом”, сверх-шириками и телеобъективами, я заранее примерно представляю, какой объектив может наилучшим образом подчеркнуть те или иные элементы пейзажа, и стараюсь использовать это на практике.

Сейчас, я готовлю большую статью по работе с fisheye и сферической перспективой, но, в качестве небольшого спойлера, хочу рассказать про обратный пример, где фишай был бы максимально не уместен. Речь пойдёт о фотографии из прошлой записи. Почему я использовал 16мм объектив, но ни в коем случае не стал бы использовать для такого кадра (с похожей композицией) рыбий глаз?

 


Кто говорил, что я помещаю скалу “по центру”? =)))
Про подобные кадры напишу в большой статье про fisheye.

Ключевой особенностью, которая отличает рыбий глаз от так называемых, “правильных широкоугольников”, является дисторсия. И, если на фишае её не исправляли оптически (из-за чего прямые линии выглядят изогнутыми), то в обычном объективе с такими искажениями стараются бороться максимально жёстко. Как бороться с бочкообразной дисторсией в оптике? Примерно так:

В схему объектива вносят такие линзы, которые оптически растягивают изображение по краям, так как это показано на изображении выше. В результате, объекты, помещённые ближе к краю, будет вытянуты и увеличены в размерах. Причём, растянутость усиливается очень резко, по мере отдаления от центра. Обычно, этот эффект раздражает, мешая съёмке, и фотографы стараются не размещать сюжетно-важные элементы близко к краям, чтобы не столкнуться с неправильной геометрией. Но этот эффект можно использовать и во благо.

Я взял 16-35, чтобы акцентировать внимание на трещинах под ногами, сделать их крупнее, выразительнее. Однако, из-за ярко выраженной перспективы, все остальные объекты на снимке стали значительно меньше. И тогда я воспользоваться тем, что объектив растягивает углы, и поместил скалу вплотную к краю снимка. В результате, она стала немного больше, изящнее и динамичнее.

Давайте сравним, как бы скала выглядела, окажись она не у края кадра, или если бы я снимал её на рыбий глаз:

Обратите внимание, как важно сразу правильно построить композицию, не прибегая в дальнейшем к кадрированию. Каждый миллиметр на счету Опустил чуть ниже – и уже совсем другой эффект.

Можно долго спорить, какое изображение кому больше нравится (это чисто творческий вопрос).  Мой замысел в том кадре предполагал максимально высокую и стройную скалу, и я этого добился таким вот способом.

Тут может возникнуть сразу два вопроса:

1. Какой скала была на самом деле?
2. Нельзя ли назвать обманом зрителя такие приёмы?

1) Скала была чумовой! Когда я её увидел, я не поверил своим глазам. Она была огромной и возвышалась острым копьём над нашими головами. Это было невероятно. Была она похожей на изображение с фишая или с 16-35, я не могу сказать. Она была объёмной и воспринималась глазами совсем иначе, чем на фотографии.

2) Обманом можно назвать любой приём художественной выразительности, а можно и не называть… У каждого свои границы. Можно ли использовать светосильную оптику с малой ГРИП? Теле-объективы? Рыбий глаз? Сверх-ширик? Макро-объектив? Все они так или иначе искажают реальность, позволяя фотографам выражать свои эмоции и ощущения с помощью средств художественной выразительности. Мне кажется, в этом и есть сила фотографа.

Разумеется, такое свойство объектива, было не единственным фактором, который определил кадрирование. Я старался взвесить сразу несколько аргументов “за” и “против”, сделал несколько кадров и остановился на этом.

А Вы использовали когда-нибудь такой приём?

Оригинал статьи: http://medvedevphoto.livejournal.com/102298.html


Эта запись была опубликована в рубрике Практика фотосъемки и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>