Тест фотоаппарата Fujifilm X-Pro1

Обзор новой камеры Fujifilm X-Pro1 от Антона Мартынова. Интересная машинка получилась…

Когда на рынке появился Fujifilm X100, то я, как и многие мои коллеги-фотографы, сразу обратил на него пристальное внимание: “ретро-дизайн” с крайне удобными крутилками, которые прочно ассоциируются с “настоящей фототехникой”, большая матрица формата APS-C, светосильный фикс-объектив, высочайшее качество получающейся картинки и как вишенка на торте — оптический видоискатель, элегантно совмещённый с электронным. В общем, получилась очень достойная вторая камера фотографа. Что подтверждают данные продаж Х100 — этих фотоаппаратов было продано в 2 раза больше, чем изначально было запланировано Fujifilm.

Но… Какой бы замечательный не был фикс-объектив, какую бы прекрасную картинку он не давал — он был не сменным, увы… В принципе, я не вижу ничего плохого, в том, чтобы снимать в эквивалентном фокусном расстоянии 35 мм, но порой очень хочется либо шире взглянуть на мир, либо более “длиннофокусно”. Второе особенно актуально для портретов, которые я очень люблю делать.

Насколько я помню, слухи о появлении камеры “такой же, как Х100, но только со сменным объективами” поползли чуть ли не сразу после начала продаж Х100. И вот только недавно они сформировались во вполне реальную камеру Fujifilm X-Pro1, которую представили на нашем рынке 14 февраля.

Выглядит Fujifilm X-Pro1 так:

Это очень стильная камера в чёрном корпусе и столь модном сейчас “ретро-дизайне”. Впрочем, вы уже, наверное, видели эту камеру — совершенно точно на фото. А многие уже и в жизни упели подержать её в руках. Поэтому, думаю, нет смысла подробно рассказывать о её внешнем виде. Хотя одни металлические (!) бленды чего только стоят:

Скажу лишь, что материалы, уже традиционно для Fujifilm, на очень выском уровне. Всё проработанно качественно, особенно в плане самых мелких деталей — крутилками пользоваться удобно и в руках всё это держать приятно:

Кстати, довольно забавный момент: на кнопке спуска сделана резьба под обычный тросик и очень многие люди искренне удивляются, когда узнают, что это не бутафория или стилизация, а реально работающая деталь. =: )


Остальные важные для фотографов характеристики фотоаппарата выглядят так:

  • сенсор: 23.6 x 15.6 мм (APS-C) X-Trans CMOS, кроп-фактор 1.5
  • разрешение кадра: 16.3 мегапикселя, максимальный размер кадра: 4896 x 3264 пикселей
  • чувствительность: ISO 200 – 6400, расширенные диапазоны: ISO 100 и ISO 12800
  • объективы: FUJIFILM X mount
  • гибридный видоискатель: оптический, совмещённый с электронным (0.47″, 1.440.000 пикселей, LCD)
  • дисплей, размер: 3.0″ RGBW (White) LCD, разрешение: 1.230.000 пикселей
  • серийная съёмка: 6 или 3 кадра в секудну
  • съёмка видео: 1920 x 1080 pixels, 1280 x 720 pixels (24 кадра в секунду), стереозвук
  • симуляция плёночных профилей: PROVIA, Velvia, ASTIA, PRO Neg Hi, PRO Neg Std, MONOCHROME, MONOCHROME+Ye FILTER, MONOCHROME+R FILTER, MONOCHROME+G FILTER, SEPIA
  • возможность съёмки в RAW

А снимает эта камера так:


ISO 200 | 35 mm | f/1.4 | 1/2000


ISO 200 | 18 mm | f/2.0 | 1/150


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/450


ISO 200 | 18 mm | f/2.0 | 1/40


ISO 320 | 35 mm | f/1.4 | 1/50


ISO 3200 | 18 mm | f/2.0 | 1/20


ISO 800 | 18 mm | f/4.0 | 1/1100


ISO 800 | 18 mm | f/5.6 | 1/320


ISO 200 | 35 mm | f/11 | 1/125


ISO 200 | 35 mm | f/1.4 | 1/1250


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/500


плюсы

1. Новый сенсор X-Trans CMOS

Сенсор у Fujifilm традиционно собственной разработки, и тут без инноваций не обошлось. Если кратко, в тезисах, то суть вот в чём. При работе обычного байеровского фильтра с ритмично повторяющимися фактурами (кипричной кладкой, как в этом примере, или на тканях и других поверхностях с регулярной структурой) часто возникает муар:

Производители гасят муар при помощи низкочастотного оптического фильтра (Optical Low Pass Filter — OLPF), но при этом теряется детализация снимка:

Каждый производитель борется с падением чёткости по-своему: кто-то добавляет программные фильтры, повышающие резкость, кто-то увеличивает количество мегапикселей, чтобы был избыток детализации. А в Fujifilm конструкторы пошли по своему пути, они взяли в качестве примера плёнку:

На плёнке кристаллы светочувствительного материала расположены хаотично, поэтому эффект муара не возникает. Этот эффект “меньшей равномерности” и заложен в конструкцию матрицы, стоящей в X-Pro1:

И в результате у X-Trans CMOS собственное расположение цветных фильтров, менее ритмичное, чем у обычной байеровской матрицы. Повторяющиеся фрагменты уже 6 х 6 пикселей, против 2 х 2 в стандартной схеме:

Всё это вместе дало повод Fujifilm показывать такие вкусные графики:

То есть, отказ от OLPF позволяет получить более детализированное изображение и снизить уровень шумов, что особенно актуально на высоких ISO.

Для меня нет необходимости политкорректно писать “Full size model B”. Я, как частное лицо, могу себе позволить любые сравнения. Поэтому я взял Canon 5DmkII + EF 35mm f/1.4L сравнил результаты его работы со снимками, сделанными на Fujifilm X-Pro1 + XF 35mm 1.4R. Понятное дело, что сравнивать фулфрейм и кроп — не совсем корректно, но у меня не было задачи получить лабораторно выверенные результаты, мне достаточно было только качественного сравнения. Я взял центральную часть кадра 5DmkII и сравнил с целым кадром X-Pro1. Все кадры — внутрикамерные JPEG-и, снятые на приоритете диафрагмы (f/13), с автоматическим балансом белого, со всеми отключёнными шумодавами. И вот какой результат я получил:

А тут лежат архивы с этими кадрами, JPRG и RAW:

http://narod.ru/disk/48729789001.305dc4199443f4b42f0572c59f229e70/ISO_Comparison_JPEGs.zip.html
http://narod.ru/disk/48730537001.ed806f2469e6edb7418ec1cb6e88f354/ISO_Comparison_RAWs.zip.html

Можно спорить с методикой, можно вообще забраковать эти результаты — дело ваше, конечно. Как, впрочем, можно и самому попробовать сделать что-то похожее, с улучшенной методикой, я с удовольствием посмотрю на результаты. Но пока лично для себя я выводы сделал.

Вообще, я довольно спокойно отношусь к шумам на фото. А и от высоких ISO в современных камерах я жду в первую очередь не низкого уровня шума, но адекватного воспроизведения цвета. С этим у X-Pro тоже нет проблем:


ISO 6400 | 35 mm | f/5.6 | 1/220


ISO 6400 | 35 mm | f/1.4 | 1/1000

2. Линейка объективов

Сейчас линейка объективов для X-Pro1 представлена тремя линзами. Все они фикс-объективы, с постоянным фокусным расстоянием: 18 мм f/2.0 (27 мм в 35-мм эквиваленте), 35 мм f/1.4 (52 мм в 35-мм эквиваленте) и 60 мм f/2.4 macro (90 мм в 35-мм эквиваленте). 60-мм объектив к тому же ещё имеет возможность делать макроснимки, как можно понять из его названия. Не то, чтобы лично для меня эта функция была очень полезна, но, полагаю, многим важно наличие макро-объектива в линейке оптики.

Пожалуй, среди этих объективов у меня фаворит — “ширик”, как это не странно. XF 18mm f/2.0 — очень приятный объектив, с мягкой, красивой картинкой. Он отлично передаёт атмосферу, кадры выглядят так, как будто и сейчас там находишься:


ISO 800 | 18 mm | f/5.6 | 1/280

…ещё он прекрасно держит контровой свет:


ISO 800 | 18 mm | f/11 | 1/350

…и резкий практически по всему кадру даже на полностью открытой диафрагме:


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/60

XF 35mm f/1.4 R — замечательный универсальный объектив. Им можно хоть пейзажи снимать:


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/60


ISO 1250 | 35 mm | f/1.4 | 1/50

…хоть портреты:


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/280


ISO 200 | 35 mm | f/1.4 | 1/680

…хоть репортажи и народные гуляния:


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/350


ISO 200 | 35 mm | f/1.4 | 1/4000

А XF 60mm f/2.4 macro — объектив, который подходит для портретов:


ISO 800 | 60 mm | f/2.4 | 1/70 | свет из окна

…и студийной съёмки:


ISO 200 | 60 mm | f/11 | 1/125 | импульсный свет

…хотя им тоже можно снимать и всё остальное, например, тот же репортаж:


ISO 1000 | 60 mm | f/2.8 | 1/90 | “Фотофорум”

3. Гибридный видоискатель

Очень интересное решение, обкатанное на Fujifilm X100. Видоискатель может работать как в оптическом режиме, так и в полностью электронном. Причём, в оптическом режиме в видоискателе отображается не только рамочка границ кадра, но и всякая дополнительная информация о режимах работы камеры, вплоть до гистограмы! Переключаются режимы небольшим рычажком, расположенным на передней панели камеры:

Причём, и тут без улучшений не обошлось. Например, в конструкции есть дополнительная линза, которая настраивает оптику видоискателя под 18-мм и 35-мм объективы. В результате, с этими двумя объективами в видоискателе картинка будет показываться примерно так, какой получится кадр:

4. Цвета и режимы эмуляции плёнки


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/350 | Velvia

Пусть тут и не очень много места для подробного рассказа о цветах, но всё же я хотел бы упомянуть и о них. Начну немного издалека. Полагаю, многие помнят о недавнем нашумевшем приобретении Facebook, когда эта социальная сеть купила за 1 миллиард долларов (!) приложение Instagram, бесплатно распространяемое для iPhone и Android-смартфонов. Понятное дело, что Facebook приобретала Instagram не столько за красивые картинки, а сколько за то, что там на сегодняшний день более 50 миллионов подписчиков. Эти миллионы людей присоединились к Instagram, хотя для быстрой публикации микроизображений существует много сервисов, на выбор. Многие из них предлагают и разнообразные “художественные фильтры” для улучшения кадров. Но почему же всё-таки пользователи предпочли именно “инстаграмчик”? Дело всё в том, что разработчики Instagram предложили пользователям не просто “улучшатели картинок”, а фильтры, основанные на имитации так называемых “плёночных цветов”.

В последнее время это словосочетание — “плёночные цвета” — стало неким Граалем фотографов, все его ищут и пытаются обрести через настройки фототехники и работу в редакторах изображений. В принципе, в этом есть изрядная доля здравого смысла, ведь при разработке плёнок уделялось очень много внимания именно эстетическим соображениям. В командах, десятилетиями работавших над фотоплёнками, правом главного голоса часто обладали не маркетологи и инженеры, а художники и искусствоведы. В результате получались такие носители информации, которые устраивали своими художественными характеристиками определённые и довольно большие группы людей.

За время, пока на наших глазах шла битва “плёнка против цифры”, цифровые технологии много чего успели достичь и сейчас мы видим, что “цифра” вышла формальным победителем из этой схватки: плёночные заводы закрываются, производители фототехники переориентируются на цифровое оборудование. Однако, во время этой схватки люди практически потеряли одну важную вещь. А именно — ту самую “цветовую эстетику”, которую с таким кропотливым трудом собирали инженеры под руководством художников и искусствоведов в плёночных технологиях. И сами факты существования 50 миллионов подписчиков в Instagram, и миллиард долларов, уплаченных Facebook за это нехитрое приложение, пусть косвенно, но говорят о том, что люди уже понимают и чувствуют, что честные “голые цифровые цвета” — это не так интересно, как эстетически более выверенные “плёночные”.

В этом плане у Fujifilm есть колоссальное преимущество перед конкурентами, потому что это на сегодняшний день, по-моему, едва ли не единственный производитель фототехники, имеющий в своём арсенале богатейшие наработки по плёночным технологиям и, что самое важное, использующий их в своей технике. Цвета, которые даёт X-Pro1, выглядят очень похоже на то, что давали раньше плёнки Fujicolor: слайдовые Astia, Provia, Velvia и негативные Neg. Por H (с высоким контрастом) и Neg. Pro S (со средним контрастом). Конечно, это цифровые имитации и они далеки от химиии, которая происходила при работе с плёночными материалами, но имитация, построенная на основе многолетнего опыта, тоже даёт очень хороший результат, который виден в кадрах, сделанных X-Pro1.


ISO 800 | 35 mm | f/6.4 | 1/350 | Velvia


ISO 800 | 18 mm | f/5.6 | 1/680 | Provia


ISO 400 | 18 mm | f/3.6 | 1/1700 | BW w/Yellow

Продолжая эту тему, я бы хотел сказать, что, конечно, эти пресеты применимы только к JPEG-ам, но ничто же не мешает поставить режим съёмки RAW + JPEG, верно? И дополнительно к этому — JPEG-и получаются у X-Pro1 очень корректными, как вы можете видеть: здесь, в этом обзоре, все материалы — сняты в JPEG.

5. Полноценный горячий башмак


ISO 200 | 60 mm | f/11 | 1/125 | BW w/Green

Это, может, кому-то и покажется странным, но лично для меня важно, чтобы на камеру можно было поставить полноценный студийный пускатель и работать со студийным светом. Это значит, что камера будет не только для разъездов и путешествий, но вполне может быть полноценным рабочим инструментом.


ISO 200 | 60 mm | f/11 | 1/125 | Pro. Neg S


минусы

1. Скорость работы


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/400 | “Ну долго ты там ещё?!”

Увы, это самая большая ложка дёгтя в этой бочке мёда. Общий темп работы с Fujifilm X-Pro1 можно охарактеризовать как “неспешный”. Нельзя сказать, что всё очень уж медленно, но ловить неторопливым автофокусом подвижных детей будет весьма сложно. Особенно это заметно с 60-мм объективом XF 60mm f/2.4 macro — вот уж кто улитка!

Справедливости ради, замечу, что X-Pro1 не превращается в кирпич при записи кадров из буфера на флеш-карту, как это часто сейчас бывает с компактными камерами. Во время этой записи доступны практически все функции фотоаппарата (в том числе и фотосъёмка), кроме, разве что, просмотра отснятого материала. Посмотреть кадры можно только после их полной записи на флеш-карту.

2. Управление системой фокусировки

Это традиционная “болячка” у всех последних камер Fujifilm. Не сказать, чтобы прокол был фатальный, но он довольно неприятный. Кнопка управления зоной фокусировки (AF, слева, внизу), расположена так, что при съёмке, когда нужно перемещать зону фокусировки, камеру приходится держать двумя руками за корпус, а это крайне неудобно, особенно если активно пользуешься ручным фокусом и/или настройками диафрагмы:

Лично я бы для функции управления зоной фокусировки предпочёл бы, например, пятипозиционный джойстик где-то на месте кнопки Play. А кнопку Play можно переместить на место View Mode, например. =: )


дополнительно

1. Поддержка RAW-ов


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/50

В принципе, сегодня это тоже больное место X-Pro1: нормальные RAW-конвертеры пока не поддерживают RAW-ы с этой камеры (родной Silky Pix не в счёт, что-то делать в нём — это унижение и боль). Adobe на своём форуме рассказали, что “знают о существовании такой камеры” и, судя по всему, скоро будет поддержка X-Pro1 у Adobe Photoshop Lightroom. По крайней мере, специалисты Fujifilm заявили, что всю необходимую для этого информацию они отдали в Adobe уже давно. Насчёт остальных RAW-конвертеров пока никакой определённости нет.

А пока с RAW-ами от X-Pro1 можно поработать в RPP: http://www.raw-photo-processor.com/RPP/RPP64_1520Beta.zip Да, конечно, он только для компьютеров Apple с операционной системой Mac OS X, но это лучший по качеству RAW-конвертер на сегодняшний день. К тому же он абсолютно бесплатный. =: )

2. Пополнение линейки объективов

Как я уже говорил, в ближайшем будущем ожидается появление трёх зум объективов. Предположительно это будут: 18-72mm f/4.0 IS, 70-200mm f/4.0 IS и 14-24mm f/4.0 IS.

Вдобавок, по слухам, готовятся суперширокоугольный 14-мм объектив, стандартный 23mm f/2.0 и компактный и относительно недорогой “блинчик” 28mm f/2.8

Помимо этого, уже существует переходник на оптику Leica с M-mount, а короткий задний рабочий отрезок у X-Pro1 кагбе намекает нам на то, что возможны переходники вообще практически на любой вид оптики 135 стандарта.

3. Дополнительные аксессуары

Пустячок, а притяно — внешняя вспышка в стиле X-Pro1. Кстати, с очень удобным управлением:

Вообще, аксессуаров много и их список постоянно пополняется. Например, кожанный чехол:

…или ручка для более удобного хвата:

4. Экран


ISO 800 | 18 mm | f/6.4 | 1/420

Экранчик очень порадовал: чёткий и яркий, снимать можно и на ярком солнце. Жаль, только, что экран не поворотный. Да, это заметно увеличило бы габариты камеры, но особенно с широкоугольным объективом так и тянет поэкспериментировать: поснимать на вытянутых над головой руках или от уровня пола.

5. Время работы


ISO 2000 | 18 mm | f/2.0 | 1/30

Заряда батареи хватает на 300-400 кадров при активной съёмке и визировании по экрану и на 500-600 кадров, если пользоваться оптическим видоискаетелем. В принципе, мне этого хватает на день съёмки, но дополнительный аккумулятор лишним точно не будет.

6. Высокая цена


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/105 | #окупайабай на Чистых прудах

Многие говорят про высокую цену. Да, это так, за Fujifilm X-Pro1 просят довольно много денег, но вопрос тут в другом: а что является альтернативой этой камере? Пожалуй, полноценно сравнивать её можно с камерами типа Canon 5DmkII/III, а это другой диапазон цен, особенно, если брать к ним объеткивы, сопоставимые по качеству изображения. Так что, в данном случае, цена мне видится высокой, но не завышенной.


Некоторые выводы


ISO 800 | 18 mm | f/7.1 | 1/420

По картинке, детализации, цветопередаче и работе на высоких ISO у X-Pro1 всё как минимум неплохо, поэтому вопрос компактности начинает уже становиться существенным. Например, в мой фоторюкзак, в который умещается “зеркалка” плюс три объектива и зарядное устройство, уже ничего объёмного больше не положишь. Но в тот же рюкзак спокойно можно положить X-Pro1 со всеми тремя объективами плюс зарядное и ещё остаётся половина свободного места! Это означает, что в непродолжительные путешествия можно уже ездить не с двумя сумками, а с одним фоторюкзаком. Для меня это колоссальный плюс системы X-Pro1. А вовсе не в том, что часто выражается на разных фотофорумах в протяжном стоне “тю-ю-ю, камера-то большая, в карман не уберёшь!..”

То есть, если резюмировать это ревью, то можно сказать что на сегодняшний день у Fujifilm получилось сделать очень серьёзную систему, ничуть не уступающую по своим возможностям громоздким “зеркалкам”, а в чём-то даже и на голову превосходящую их. Поэтому, X-Pro1 я смело смогу рекомендовать и как единственную камеру для увлекающихся любителей, так и в качестве ещё одной камеры для искушённых в фототехнике профессионалов. Каждый сможет получить от системы превосходный результат!


Снимки, сделанные этой камерой:


ISO 2000 | 35 mm | f/1.4 | 1/50 | Краков


ISO 1250 | 35 mm | f/1.4 | 1/50 | Краков


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/70 | Краков


ISO 800 | 18 mm | f/11 | 1/400 | Краков


ISO 800 | 18 mm | f/5.6 | 1/550 | Краков


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/55 | Краков


ISO 800 | 18 mm | f/8.0 | 1/350 | Краков



ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/200 | естественный свет из окна


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/125 | естественный свет из окна


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/125 | естественный свет из окна


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/500 | естественный свет из окна


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/220 | естественный свет из окна


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/640 | естественный свет из окна



ISO 200 | 18 mm | f/2.0 | 1/150 | смешанный свет


ISO 200 | 18 mm | f/2.0 | 1/40 | смешанный свет


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/50 | смешанный свет



ISO 200 | 35 mm | f/1.4 | 1/2700 | вечерний свет


ISO 200 | 35 mm | f/1.4 | 1/4000 | вечерний свет


ISO 200 | 18 mm | f/2.0 | 1/1700 | вечерний свет



ISO 800 | 60 mm | f/2.8 | 1/105 | “Фотофорум-2012″


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/160 | “Фотофорум-2012″


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/220 | “Фотофорум-2012″


ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/350 | “Фотофорум-2012″


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/35 | “Фотофорум-2012″


ISO 800 | 18 mm | f/2.0 | 1/500 | “Фотофорум-2012″



ISO 800 | 35 mm | f/1.4 | 1/3000


ISO 800 | 35 mm | f/8.0 | 1/1600


ISO 800 | 35 mm | f/8.0 | 1/1600


Панорамы, снятые с рук (по клику — большая версия):

14.

15.

Кстати, панорамы X-Pro1 клеит очень здорово. Нет, конечно, видно косяки, но учтите, что толпа не стояла на месте, там броуновское движение, все куда-то шли.

Оригинал статьи: http://podakuni.livejournal.com/675627.html


Эта запись была опубликована в рубрике Оборудование и экипировка, Тесты и обзоры и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>