Тест фотоаппаратов Olympus PEN E-P3 и E-PM1

Фотограф Антон Мартынов делится своими впечатлениями от фотоаппаратов Olympus PEN E-P3 и E-PM1.



А теперь мне в цепкие лапки руки попали ещё две камеры, которые являются продолжателями дела системы PEN: Olympus PEN E-P3 и Olympus PEN E-PM1.

За предоставленные камеры отдельное спасибо представительству Olympus, сообществу http://olympus-photo.livejournal.com/ и компании «М.Видео» (http://twitter.com/#!/mvideo_ru/). =: )

Традиционно хочу сказать, что моей задачей не было лабораторно протестировать фотоаппараты во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать на гора стотыщмильонов карточек для препарирования их попиксельно, что порой так любят делать люди на технических фотофорумах. =: ) Не буду спорить, это дело полезное, но, на мой взгляд, к реальным съёмкам оно имеет мало отношения. Тем более, что много подобных тестов вы сможете спокойно найти в Сети. Мне же, как обычно, было интересно примерить эти камеры именно на себя: как бы я их использовал, если бы у меня были такие фотоаппараты?

Я попытался понять — удобно ли мне работать с этми камерами? Быстро ли они работают? Действительно ли у них один из самых быстрых автофокусов среди камер подобного формата? Не промахивается ли он? Хватает ли возможностей этих камер? Качественные ли снимки получаются? По праву ли эта система PEN претендует на роль лидера в классе? Я попробовал. =: ) И вот, что из этого получилось.


Сначала поговорим про E-P3. Внешне камера выглядит солидно. Материалы очень качественные, сборка аккуратная, всё вместе рождает ощущение что держишь стояющую вещь. Камера выпускается в нескольких видах — в белом глянцевом корпусе, серебристом стальном и чёрном пластиковом:

Мне досталась с чёрным корпусом:

К фотоаппарату отдельно прилагается маленькая рукоятка-накладка, которую предлагается прикрутить самостоятельно:

А можно и не прикручивать. Потому что, на мой взгляд, эта ручка не добавляет никакого удобства. Но, правда, и не мешает. Зато она может быть индивидуально оформлена:

У камеры есть встроенная вспышечка, выпрыгивающая на хитром креплении:

Все органы управления расположены удобно, кнопки и крутилки все на месте. Е-Р3 оснащён аж двумя крутилками — привычным диском с управляющими клавишами и вертикальным барабанчиком. Это удобное решение во многих случаях, например в М (мануальном) режиме — диском меняется диафрагма, а барабанчиком — выдержка:

Сзади большой 3″ OLED-дисплей. У E-P3 он оснащён системой touch screen, о которой я скажу пару слов чуть позже. Дисплей яркий, на солнце он практически не слепнет:


E-PM1 заметно меньше своего собрата, но общие черты в дизайне камер прослеживаются:

И выпускается E-PM1 уже в 6 разных цветах. Мне кажется, что это здорово, потому что “большие чОрные камеры” уже надоели так же, как и “большие чОрные лимузины и жЫпы”, которые покупают в России все, у кого появились на них деньги. Может, им так всем положено делать и есть какой-то устав “богатых людей в России”, а я просто не знаю о нём? Во всяком случае, разнообразие — это прекрасно:

У Е-РМ1 нет встроенной вспышки. Но в комплекте прилагается небольшая отдельная вспышечка, которая очень напомнила подобное устройство у Sony NEX. Только ставится она всё же на обычный горячий башмак, за что отдельный жирный плюс инженерам Olympus:

У Е-РМ1 минимум управляющих кнопок и экран не сенсорный. Но, как показала практика, такого набора вполне хватает для неспешной работы:


Оба фотоаппарата комплектовались объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42мм 1:3.5-5.6 II R, про который я расскажу чуть позже:


Остальные важные для фотографов характеристики обоих фотоаппаратов выглядят так:

  • сенсор: 4/3” МОП, физические размеры 17.3 x 13.0 мм, кроп-фактор 2.0
  • разрешение 12.3 мегапикселей, размер кадра: 4032 × 3024 пикселя
  • чувствительность: ISO 200 – 12800 (по умолчанию ISO 200 – 1600)
  • дисплей: размер: 3.0”, OLED Touch Panel у E-P3 с разрешением 610.000 пикселей, ЖК-дисплей E-PM1 — 460.000 пикселей
  • серийная съёмка: около 3 кадра в секунду для E-P3 и около 4 кадров в секунду для E-PM1
  • RAW 12-bit

А снимают эти камеры так (фото все в одну кучу, потому что начинка у камер одинаковая):


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/50 | E-PM1


ISO 200 | 14mm | f/5.6 | 1/160 | E-PM1


ISO 200 | 61mm | f/14 | 20 sec | E-PM1 | объектив Lumix 45-200 | штатив


ISO 3200 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/6 | E-PM1


ISO 1000 | 91mm | f/5.6 | 1/200 | E-PM1 | объектив Lumix 45-200


ISO 500 | 42mm | f/5.6 | 1/100 | E-PM1


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/4 | E-PM1


плюсы

1. Все системные плюсы

В первую очередь — это компактные размеры (особенно Е-РМ1) и незаметность камер в работе, что позволяет комфортно фотографировать людей в тех ситуациях, когда их не желательно отвлекать. Например, когда идёт съёмка рекламного ролика:


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/20 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/30 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/4.0 | 1/10 | E-P3


ISO 1600 | 16mm | f/3.6 | 1/13 | E-P3

2. Рабочее ISO вплоть до 3200

Камеры позволяют использовать ISO 3200, что очень выручат в тех ситуациях, когда света мало, а вспышкой нельзя или не хочется пользоваться. При этом качеcтво снимков остаётся весьма высоким:


ISO 3200 | 14mm | f/4.0 | 1/20 | E-P3

Шума, конечно, не избежать, но выглядит он вполне прилично. Впрочем, я сам к шумам на фото отношусь довольно спокойно.

3. Совместимость с другими системами micro 4/3


ISO 1600 | 189mm | f/5.6 | 1/200 | E-PM1 | объектив Lumix 45-200


ISO 1600 | 20mm | f/2.0 | 1/30 | E-P3 | объектив Lumix 20mm f/1.7

В первую очередь — камеры совсестимы с объективами Lumix. Это, на мой взгляд, большой плюс. Потому что один производитель — это хорошо, а два — разумеется, лушче! =: ) Больше выбор, больше возможностей купить то, что нужно. Текущая линейка объективов Lumix Micro Four Thirds:

4. Арт-фильтры


ISO 320 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1 | фильтр pop-art

В Е-Р3 их 10, а у Е-РМ1 — 6 (4, видимо, не влезли в такой компактный корпус). Никогда бы не подумал, что напишу такое! Потому что, на мой взгляд, все арт-фильтры — это баловство. Их можно легко повторить в Ps ручками или при помощи плагинов. Но! Коллега, купивший Е-Р3, был просто в восторге от таких возможностей камеры. Ему понравилось то, что можно, например, получить сочную ч/б-картинку не запуская Ps:


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/10 | E-PM1 | фильтр black-n-white

В принципе, в этом есть резон для тех, кто не хочет возиться с Ps. Я их понимаю. =: )

5. Тихая работа Е-РМ1


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/5 | E-PM1

Камера очень тихая. Пожалуй, это самая тихая камера среди всех фотоаппаратов со сменной оптикой, которые я знаю. Это очень здорово для фотографирования в тишине, например, когда идёт другая съёмка:


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/13 | E-PM1

6. Компактные размеры Е-РМ1

Камера получилась действительно очень компактной, она реально мини, что хорошо видно при сравнении с Olympus XZ-1, например. Пожалуй, это самая компактная камера на сегодня из всех подобных фотоаппаратов со сменной оптикой.


минусы

1. Проблемы с автофокусом

Разумеется, при хорошем освещении эти проблемы практически не дают о себе знать. Сложности возникают когда света недостаточно. А по закону фотоподлости, как раз, при таком свете и начинается всё самое интересное. =: )

Особенно промахи были заметны у Е-PM1. Я испробовал разные режимы наведения на резкость, включая интеллектуального помощника определения лиц и глаз на портретах. Работает он с виду хорошо — камера с ним замечательно находила лица и квадратик на экране чётко следовал за ними. Но, увы, фокус довольно часто оказывался вовсе не на глазах:


ISO 640 | 42mm | f/5.6 | 1/100 | E-PM1


100% кроп предыдущего кадра

А при быстром движении шансов получить картинку в фокусе вообще не было — ну не успевает камера сфокусироваться:


ISO 1600 | 27mm | f/5.6 | 1/60 |

У Е-Р3 почему-то проблем с фокусом было заметно меньше (это странно, потому что, вроде как, система автофокуса у этих камер одна и та же), но, например, при контровом свете фотоаппарат быстро и бодро рапортовал, что он навёлся на фигуру девушки (использовалась самая маленькая зона фокусировки):


ISO 3200 | 29mm | f/4.8 | 1/40 | E-P3

…а по факту выяснилось, что в фокусе не она, а всё, что за окном:


100% кроп предыдущего кадра

Не знаю, что тут с автофокусом, проблема конкретной камеры или мои кривые руки, но у меня сложилось ощущение, что ради выскокой скорости работы инженеры пожертвовали точностью фокусировки. И это вдвойне странно, если вспомнить беспроблемный автофокус у Olympus XZ-1.

2. Лаги работы фотоаппаратов

Речь тут не о скорости автофокуса, он-то как раз быстр. А о том, что любая беззеркальная камера при нажатии на кнопку спуска должна не только сфокусироваться, но и закрыть затвор, сбросить экран (перевести его из режима видоискателя в “боевой” режим) и только после этого она будет готова снимать. В реальной жизни на эти операции уходят доли секнуды, но за это время успевает многое произойти. Плюс к этому, сигнал с матрицы попадает на экранчик с некоторой задержкой, необходимой процессору на обработку сигнала. К сожалению, хотя и конструкторы стараются свети эти лаги к минимуму, они всё равно есть.

Например, попробовать сфотографировать движения танца очень нелегко, потому что на когда экране показывается фаза “руки подняты вверх” (которую я хотел поймать), а в жизни люди уже в другом положении:


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/40 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/30 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/30 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/40 | E-P3

Впрочем, эти проблемы характерны для всех беззеркальных камер, ими очень тяжело фотографировать быстрые события.

3. Замок Unlock на объективе

Этот замок блокирует складывание объектива. То есть, чтобы раскрыть объектив надо только выдвинуть его в рабочее положение, повернув кольцо зума. Эта операция хоть и отнимает время, но выполняется легко. Но вот для того, чтобы сложить объектив, нужно уже крутить кольцо и одновременно отжимать этот переключатель:

Он, помнится, раздражал ещё на PEN E-PL1. Ничего не поменялось и в это раз. Сами по себе объективы не выезжают и не раздвигаются, я такого не видел ни на одной камере подобного класса. Размер объектива в сложенном состоянии ненамного меньше (визуально — миллиметра на 3-4) аналогичного штатного объектива Lumix H-F007014E с такими же фокусными расстояниями. Зачем это бессмысленное и крайне неудобное решение?

4. Высокий уровень шумов

Как я уже говорил, я к шумам отношусь спокойно, меня они совершенно не напрягают. Но есть много людей, которым не понравится то, что матрицы этих камер заметно шумят даже на низких ISO:


ISO 250 | 24mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


100% кроп предыдущего кадра

5. Нелогичное упраление настройками у E-P3

В общем, это пустячок, конечно. Но всё же.

Речь идёт не о кнопках, они-то, как раз, расположены удобно. А о том, что E-P3 — это вообще первая фотокамера, где мне пришлось залезть в инструкцию, чтобы узнать как меняется настройка ISO. Раньше я как-то обходился без инструкций. Да, можно было потратить некоторое время, шастая по дебрям меню, но так, чтобы помог только мануал… Впрочем, всё бывает когда-то в первый раз. =: )

Выяснилось, что для того, чтобы получить возможность работать с настройками фотоаппарата, нужно сначала нажать кнопу “Ok” в центре диска (а как без инструкции догадаться-то об этом?!). Тогда раздражающе медленно (зачем вообще анимированно его открытие?) появится меню всех дополнительных настроек. Почему это не реализовано как в том же Olympus XZ-1, где эти же настройки были доступны по нажатию на нижнюю часть диска? Ну или хотя бы почему не подписать кнопку “Ok”, чтобы было понятнее?

Вообще, мне думается, что людям отвечающим за эргономику камеры и особенно экранный интерфейс нужно ещё работать и работать. Пока всё далеко от продуманности интрефейсов, например, Apple.


дополнительно

1. Новые объктивы

Ожидаются в ближайшем будущем несколько интересных новых объективов, например такие:

M.ZUIKO DIGITAL ED 12мм 1:2.0:

M.ZUIKO DIGITAL 45мм 1:1.8:

По характеристикам они выглядят очень привлекательно. Не знаю, что там с ценами, но уже давно понятно, что системные камеры сильно проигрывают зеркалкам младшего уровня из-за недостатка таких специализированных “стёкол”, особенно потртетных, на мой взгляд.

2. Сенсорный экран у Е-Р3

Он оставил двоякое ощущение. С одной стороны — это во многих случаях действительно удобно. Например, выбирать точку фокусировки касанием к экрану привыкаешь очень быстро и потом жалеешь, что на других камерах такого нет. =: )

С другой стороны — экранчик туговат, не всегда срабатывает с превого раза. Не совсем понтяно, что будет с ним, например, на морозе? Ну и случайне нажатия тоже не всегда радуют. Мне кажется, что пока ещё участие touch screen в работе фотоаппарата не отработано до конца.

3. Размеры Е-Р3

Камера по своим размерам вплотную подобралась к младшим зеркалкам и просто в карман куртки её со штатным объективом уже не положишь, не лезет:

С одной стороны — это не очень хорошо, потому что система теряет часть своей привлекательности, а именно — компактность. С другой стороны — экранчик, кнопки и крутилки в большом корпусе удорбнее размещать. Как и большой аккумулятор, которого у E-P3 хватило на 650 снимков.

К тому же, Е-Р3 ещё и очень громкая камера. Механика там работала с таким звуокм, что люди спрашивали не зеркалка ли это? Затвор, кстати, при работе ощутимо передаёт вибрацию на корпус, камера живёт в руке когда снимаешь. Может, правда, это мне такой экземпляр попался…

3. Разные аксессуары

За время существования система PEN обросла большим количеством аксессуаров. Среди них, например, аква-боксы и всякие приспособления для подводной съёмки:

Или сумочки и ремешки. Или вот такой очень полезный и удобный электроный видоискатель (мне удалось немного с ним поработать, одолжил у коллеги на пару минут буквально) VF-3:

Или, что не менее интересно, адаптеры системы Lumix под оптику Leica, DMW-MA2 для крепления объективов Leica M и DMW-MA3 для крепления объективов Leica R:


Много снимков, сделанных этими камерами:


ISO 200 | 14mm | f/5.6 | 1/160 | E-PM1


ISO 250 | 41mm | f/5.6 | 1/100 | E-PM1


Ночная Москва, съёмка со штатива на длинных выдержках:


ISO 200 | 200mm | f/14 | 13 sec | E-PM1 | штатив | объектив Lumix 45-200


ISO 200 | 200mm | f/14 | 13 sec | E-PM1 | штатив | объектив Lumix 45-200


ISO 200 | 200mm | f/14 | 13 sec | E-PM1 | штатив | объектив Lumix 45-200


Примеры работы камеры на высоких ISO:


ISO 12800 | 14mm | f/5.6 | 1/1250 | E-PM1


ISO 10000 | 14mm | f/5.6 | 1/1000 | E-PM1


ISO 8000 | 14mm | f/5.6 | 1/640 | E-PM1


ISO 6400 | 14mm | f/5.6 | 1/320 | E-PM1


ISO 3200 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


Съёмка с искусственным освещением:


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/10 | E-PM1


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/40 | E-PM1


ISO 1600 | 51mm | f/5.6 | 1/30 | E-PM1 | объекив Lumix 45-200


ISO 1600 | 67mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1 | объекив Lumix 45-200


Ествественный свет:


ISO 200 | 14mm | f/4.0 | 1/125 | E-P3


ISO 200 | 42mm | f/5.6 | 1/100 | E-P3


ISO 1250 | 171mm | f/5.6 | 1/200 | E-PM1 | объектив Lumix 45-200


ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/20 | E-PM1


ISO 500 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


ISO 640 | 42mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


Низкая освещённость:


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/8 | E-P3


ISO 3200 | 29mm | f/4.8 | 1/40 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/4.0 | 1/20 | E-P3


ISO 1600 | 15mm | f/4.0 | 1/40 | E-P3


ISO 1600 | 15mm | f/4.0 | 1/30 | E-P3


Съёмки в павильоне, искусственное локальное освещение. Это только кажется, что света много, на самом деле там скорее царит полумрак. Поэтому выдержки были у камеры довольно длинные, а ISO — высокое:


ISO 1600 | 14mm | f/4.0 | 1/15 | E-P3

Последние штрихи в доработки декорации:


ISO 250 | 20mm | f/2.0 | 1/80 | E-P3 | объектив Lumix 20mm f/1.7

Сама декорация:


ISO 1600 | 20mm | f/2.0 | 1/60 | E-P3 | объектив Lumix 20mm f/1.7

Её изнанка:


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/20 | E-P3

Йорис за работой:


ISO 1600 | 20mm | f/1.7 | 1/60 | E-P3 | объектив Lumix 20mm f/1.7

Закрепляют… э-э-э… декольте? Сами смотрите:


ISO 1600 | 42mm | f/5.6 | 1/30 | E-P3

Обсуждение только что отснятого материала:


ISO 1000 | 14mm | f/3.5 | 1/60 | E-P3

Реквизит. Вопреки распространённому мнению, это не подкрашенная вода, а недорогие соки, вполне съедобные:


ISO 1600 | 14mm | f/4.0 | 1/8 | E-P3

Боковой и контровой свет штатный объектив держит великолепно:


ISO 1600 | 14mm | f/4.0 | 1/30 | E-P3

По идее — это лифт. Дом будет “дорисован” отдельно в посте:


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/80 | E-P3


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/50 | E-P3


ISO 1600 | 42mm | f/5.6 | 1/80 | E-P3

Камера на моторизированном подъёмнике:


ISO 1600 | 42mm | f/5.6 | 1/13 | E-P3

Режиссёр и оператор обсуждают следующую сцену:


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/15 | E-P3

Раннее утро, актёры не выспались, дремлют в перерывах между съёмками:


ISO 1600 | 20mm | f/4.0 | 1/13 | E-P3 | объектив Lumix 20mm f/1.7


ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/15 | E-P3

Праздник к нам приходит:


ISO 1600 | 14mm | f/4.5 | 1/13 | E-P3

А тут можно скачать архив (200 Mb) с несколькими raw-файлами с этой камеры для самостоятельного кручения-верчения: http://narod.ru/disk/27805108001/E-P3_E-PM1_RAWs.zip.html
Оригинал статьи: http://podakuni.livejournal.com/647321.html


Эта запись была опубликована в рубрике Тесты и обзоры и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>