Стандартный зум-рефлектор

Статья Олега Титяева про светоформирующие насадки.



Zoom Reflector в положении 4
Замер экспозиции на уровне груди: 14.0
Замер экспозиции на уровне ног: 8.0

 

Zoom Reflector в положении 9
Замер экспозиции на уровне груди: 9
Замер экспозиции на уровне ног: 7.1

Прежде чем приступить к описанию света, получаемого при применении рефлектора, я хотел бы отметить одну особенность приборов Profoto: они позволяют менять положение светоформирующей насадки относительно импульсной ламы, существенно меняя характеристики света.

На боковой поверхности прибора нанесена шкала с цифрами, то или иное положение я и буду указывать, когда буду рассказывать о различных приборах.

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

Итак, мы видим перед собой свет, сформированный рефлектором. Свет довольно жесткий, небольшой диаметр рефлектора обуславливает такую жесткость света. Хотя свет несколько мягче, чем тот, который мы получали при применении открытого света, можно назвать такой свет жестким, мы получаем хорошо сформированные, резкие границы  теней. В положении 4 свет несколько мягче. Обусловлено это тем, что в этом положении включаются в работу отражающая внутренняя поверхность рефлектора, в этом положении она собирает свет, тем самым смягчая свет. В положении 9 свет жестче, так как влияние стенок меньше, соответственно и больше света, идущего напрямую от импульсной лампы.

Растушеванность теней хорошая, хотя все равно присутствуют небольшая изломанность, ступеньки на границе теней, обусловленные влиянием стенок рефлектора, в положении 9 они заметно меньше. Такую тень уже можно показать в кадре, она не будет ломать эстетику картинки свой небрежностью и неопрятность. Не лишним будет напомнить, что качество границы теней в рефлекторе – это одна из главных характеристик, показывающих качество оборудования, тех сил и времени, которые были потраченны на разработку и внедрение этого оборудования. Инженеры как правило тщательно подбирают форму рефлектора, соизмеряя ее со множеством характеристик, формой прибора и импульсной ламны, относительного положения всех частей светового прибора. Чтобы понять, насколько качественный свет вы видите на данном приборе, сравните это со своим (если вы конечно уже не являетесь счастливым обладателем света Profoto), вы скорее всего увидите существенную разницу.

Далее – световое пятно. Оно существенно меняется в зависимости от положения рефлектора. В положении 4 стенки рефлектора формируют более узкое пятно, в положении 9 более широкое. Разница существенна, в первом случае разница между разными участками 1 2/3 ступени, во втором всего 2/3. Т.е. в положении 4 свет значительно интенсивнее собирается в световой пучок. В положении 4 виден выраженный “фокус” света в центре, тогда как в положении 9 он практически равномерно распределен по полю.

Границы светового пятна более выражены в положении 4, они плавные, прекрасно растушеванные. Это еще одна характеристика, показывающая класс оборудования.

Окраска минимальна, серебристые внутренние поверхности не создают никаких дополнительных оттенков свету.

Относительная мощность высокая – свет уже не рассеивается во все стороны, а собирается в пучок, выигрывая по сравнению с открытым светом примерно 2 ступени. Естественно существует оборотная сторона медали – существенно меньшая площадь светового пятна.

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА И ВОЗМОЖНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Писать про применение рефлектора – это все равно, что писать про студийный свет вообще. Применение рефлекторов настолько широкое, что можно много страниц исписать, рассказывая про те или иные особенности его применения. Поэтому остановлюсь на основных сферах его применения.

Рефлектор – это жесткий, направленный, контролируемый свет. Применение его в открытом виде (а мы пока не говорим о шторках, сотах, масках и т.д.) можно разбить на две группы: получение жесткого света с хорошо сформированным световым пучком и применения его в различных световых схемах, где он используется через отражение от других поверхностей.

Что такое жесткий свет с хорошо сформированным световым пучком видно на фотографии: резкие границы тени, выраженные границы светового пятна. Такой свет подходит, когда нужен рисунок с выраженными, прорисованным тенями. Снимать таким светом сложно, иногда от совсем незначительного изменения положения источника света может радикально измениться картина света. Однако именно такой свет дает объем в кадре, выраженный контраст между освещенными и неосвещенными участками, подчеркивает фактуру, формирует красивый, драматичный свето-теневой рисунок. В умелых руках такой радикальный свет дарит широчайшие возможности. Однако фотографы, которые ленятся работать со светом, обычно его избегают. Такой свет может как приукрасить, так и обезобразить, и это еще одна характеристика, отпугивающая от него неопытных фотографов, предпочитающих мягкий, “всепрощающий” свет. Такой свет формирует выраженные тени, это уже само по себе предлагает множество композиционных решений. Такой свет подходит тогда, когда нам нужно дать в кадр объем, фактуру, драматизм кадра, красоту человека. Это модельные тесты, яркие красивые рекламные фотографии, драматические портреты, фотографии со сложным свето-теневым рисунком. Это имитация различных условий освежения, получение жеских хайлайтов, теней, границ, градиентов. Это красота, которая создана не сама по себе, а требует тонкой, грамотной, точной реализации. Опыт фотографа, помноженный на характерный рисунок – это возможность создать красивые, запоминающиеся произведения. Я рекомендую каждому фотографу все время практиковаться в съемке жестким рефлекторным светом – это как ежедневные гаммы музыканта. Даже если вы и не будете применять его потом в своих работах, именно тренировки с ним дадут тонкое чутье, понимание света, виртуозное, легкое с ним обращение.

Другая широкая сфера применения рефлекторов – это работа на отражение. Получение мягкого заполняющего света, получение контролируемого по жесткости рисующего света, применение контролируемого по насыщенности цвета при использовании его с фильтровами – все это работа рефлектора на отражение. И не важно что будет отражающей поверхностью – стена, панель, лайтдиск, кусок ткани, зеркало, такое решение получило заслуженное право на сущестование. При таком применении мы получаем во много раз более контролируемый по своим характеристикам источник света, во много превышающий по своим возможностям простой софтбокс. Надо сказать, что в творческих съемках я практически всегда использую именно такое решение для получения мягкого, контролируемого по жесткости света.

Безусловно рефлектор – это must have для любой студии. Тем более учитывая множество аксессуаров, которые с ним используются.

Оригинал статьи: http://www.photoindustria.ru/?mod=content&id=241


Эта запись была опубликована в рубрике Студийный свет и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>