Что такое пластичность изображения?

В адрес той или иной хорошей фотографии можно часто услышать комментарий: “Пластично!”
Что такое пластичность изображения и с чем ее едят, рассказывает Дмитрий Новак.

Академическое определение

Сейчас в сетевых дискуссиях можно найти много бреда и отсебятины о пластике и пластичности. Причем чаще всего дискутирующие примерно как собаки – все понимают, но вот беда – сказать не могут! А если и говорят – то в такие дебри залазят, что лучше б уж молчали.

Давайте положим конец этому словоблудию и говну в мозгах. Для тех, кому лень набрать в поиске, привожу академическое определение.

Пластичность (от греч. plastikуs – годный для лепки, податливый, пластичный) – качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы, гармоничное соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью, динамичностью формы. В самом широком значении пластичность – скульптурность, выпуклость, отчётливость объёмной формы во всех искусствах пластических – архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство “Советская энциклопедия”, 1986)

Для себя я трактую пластичность в фотографии как свойство плоского монокулярного изображения достоверно передавать трёхмерную природу исходной сцены, воспринимаемую бинокулярным зрением, обязательно учитывая при этом особенности восприятия мира зрительным аппаратом.

Если совсем по-простому – то пластичность – это создание достоверной иллюзии объема, глубины сцены и весомости изображаемых форм.
Причем не иллюзию проекции сцены на плоскость, а ощущение среза некоторой области пространства с присущей ему консистенцией. Откуда берется ощущение воздушности, прозрачности снимка и при этом почти ощутимой плотности среды, в котором размещен объект? Очевидно, что через обозначение в кадре пространственных границы этой области и реперных точек для отсчета глубины.
Факторы, определяющие пластичность

Говоря о пластичности, труднее всего не скатиться к обсуждению плавности тональных переходов и прочих вторичных и производных факторов. По сути же все сводится к факторам, определяющим объемное восприятие мира: геометрической и тональной перспективе, светотени, текстурным градиентам (пример: направление фактуры кирпичной кладки облегчает восприятие формы здания), края объектов, их контраст и резкость. Классификация в целом позаимствована из статьи А.Шадрина “Управление визуальным объемом изображения”, которую я очень рекомендую к прочтению.
К классификации Шадрина я добавлю еще и фактор ГРИП, который, во-первых, помогает создавать эффект трехмерности через обозначение границ области воспроизводимого пространства, а во-вторых, акцентирует и облегчает восприятие собственно краёв.
Почему боке влияет на пластичность и зачем нам чистая картинка

Как я уже сказал выше, ГРИП помогает обозначить область пространства, срез, в котором происходит сюжет кадра. Кроме того, ГРИП (как и эффекты светотени вроде контрового освещения) подчеркивает края объекта, что позволяет лучше судить о пространственной его протяженности и расположению относительно зрителя.

По влиянию на пластичность фотографии к ГРИП очень близок и такой фактор как необходимая и достаточная детализация.

Грязные шумные полутона создают ложные стимулы там, где их не должно быть, мешая определять глубину сцены через размытие и ГРИП и воспринимать положение и протяженность объекта через его края. Постеризация же, в свою очередь, искажает светотень и мешает восприятию объема.
Как влияет чистота теней на пластичность?

Напрямую! Нашему зрительному аппарату привычно воспринимать темные участки как углубления, причем любые лишние биения в виде шума или ненужных деталей нас сбивают с толку: мы привыкли видеть в тенях лишь общие плавные очертания форм, без фактур. Таким образом, излишняя детализация в тенях или шум нарушают иллюзию глубины. В предыдущем материале с тестом конвертеров я очень наглядно на примере крон деревьев показал, как сверхдетализация губит объем.
Почему для пластики вреден излишний локальный контраст

Здесь два момента.

Первый – это снова восприятие формы через светотень. Локальный контраст меняет градиенты, которыми обозначается объем.

Второй момент – это нарушение восприятия краев. Скажем, световой край (например, тень от объекта) может после усиления локального контраста превратиться зрительно в пространственный. Об этом довольно подробно рассказывается в упоминавшейся выше статье А. Шадрина.
Мораль: не мешай пластике зерном, сверхдеталями и избыточным локальным контрастом.

Оригинал статьи: http://dmitry-novak.livejournal.com/6912.html


Эта запись была опубликована в рубрике Теория и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>