Можно ли резать верх головы на портретах?

Свой ответ на такой непростой вопрос в портретной фотографии дает нам фотограф Антон Мартынов

Также, традиционно, я попробую отвечать кратко и развёрнуто. =: )

Краткий вариант:

Если строить композицию исходя из правил “Третей” и/или “Золотого сечения”, то глаза, как самая важная часть портрета, по идее, должны попадать рядом с линиями и пересечениями. Это, как меня поправляют старшие товарищи, не догма, а только точки отсчёта для дальнейшего построения композиции, которая строится часто интуитивно. =: ) При этом и получается, что макушка оказывается “отрезанной”. =: )

Развёрнутый вариант:

Вот кадр без кропа, то есть — в том виде, как он был сделан. =: ) Это не крупный портрет, но он может послужить заготовкой для объяснения:

Но начать надо немного с другого, а именно — с понимания того, как устроено человеческое лицо и что в нём для зрителя важнее всего. В этом нам помогут… художники-карикатуристы! Вот известный рисунок гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) и на нём мы можем видеть, что для передачи эмоций карикатуристу достаточно лишь формы губ, глаз и положения бровей:

Все эти части лица располагаются в нижней его половине:

То есть, для получения представления об эмоции человека, изображённого на портрете, нам достаточно информации из нижней половины лица, в то время как верхняя его половина практически никакой подобной информации в себе не несёт. И если мы скадрируем крупный портрет таким образом, чтобы голова целиком влезала в кадр, то мы получим такую картинку, где верхняя половина кадра не занята информацией, а нижняя — перегружена:

То есть, грубо говоря, мы оставляем ненагруженной половину кадра. Очень расточительно! Но и это ещё не всё, как говорят в “Магазине на диване”. =: )

В портрете очень важно, чтобы получился контакт изображения со зрителем. Очень желательно, чтобы возникало ощущение того, что человек этот находится прямо перед тобой. Если кадр будет скадрирован так:

…то получится, что наши глаза, расположенные по нашим ощущениям в верхней части головы, будут упираться взглядом в лоб человека, а не в глаза того, кто изображён на портрете. “Глаза в глаза” посмотреть уже не получается!

Всё это вместе и позволяет фотографам безболезненно “резать” верхнюю часть головы при кадрировании крупного портрета. =: ) Кстати, когда портрет очень крупный, то подбородок стараются оставить максимально нетронутым, насколько это возможно:

Это делается для того, чтобы оставить максимум информации об эмоции человека (подбородок — это нижняя челюсть/рот — то, что влияет на демонстрацию эмоции, в отличие ото лба).

Ну и в заключении необходимо сказать, что построение композиции — это намного более сложный процесс, чем просто прикладывание “Третей” или “Золотого сечения”. Тут всё намного сложнее. И проще. =: )

Оригинал статьи: http://podakuni.livejournal.com/125373.html


Эта запись была опубликована в рубрике Композиция. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>